Метафизический контекст русской сказки.
Взрослый человек, а в сказки - верит! народная мудрость
Сейчас я читаю книгу нашего тренера по рукопашке "Взаимодействие с Силой" (ссылка) в которой, в частности, рассказывается про поверия славян. Меня заинтересовала описанная там схема пути героя, которая присутствует практически во всех ранних сказах.
Она заключается в том, что какая-нить недобрая сила (Кощей-Бессмертный, например) уволакивает невесту нашего героя в свое царство (мертвых) где собирается на ней жениться и вкусить прелести медового месяца, а если жена выдержит, то и семейной жизни. Героюшка, как правило, этого не допускает и скачет полем-полем, лесом-лесом в направлении вражеской дислокации, по пути помогая всяким младшим братьям человеков (птичкам, животным). В конце-концов он достигает реки Смородинной (не от слова "смородина", а от слова "с мором", ибо не пропускает она ничего живого чрез себя, о чем явно свидетельствуют всяческие кости наваленные по берегам), которая отделяет нормальный мир от мира Кощея, в районе места Калинового. У этого (и иногда на самом) моста поджидают героя всякие ждущие своей судьбы чудища, с которыми герой разбирается (про тех героев, что с ними не разобрались с тех пор ничего не известно). Перебравшись через мост, герой имеет короткую встречу со своей невестой, которая кратко докладывает герою о своем состоянии, интересуется, где он так долго шлялся и невзначай упоминает о местонахождении Кощеевой смерти. Наш герой, после клятвенного заверения, что скоро вернется и заберет любимую, отправляется обратно через расчищенный мост что бы смерть Кащееву найти и в жизнь воплотить (ибо кому охота постоянно шариться по полям-лесам-рекам-мостам, когда можно сидеть на печи и есть калачи?.. Хотя такие люди есть, дааа,. я, например ;). Кстати обязан заметить, что многие деяния обусловлены ленью, но это уже совсем другая сказка... ). Добравшись до Кощеевой смерти, герой с ней разбирается с помощью тех персонажей, которым помог ранее, после чего быстренько возвращается к невесте, для того, что бы отвезти ее домой, где пожениться, нарожать и вырастить кучу детей, да жить долго и счастливо.
Так вот, к чему я тут сказки рассказываю, а все к тому, что сей сказ вполне может быть применим к описанию того, как человек добивается чего-то значимого и важного в жизни, в результате чего и сам становясь таким. С чего бы это? А вот с того, что лехко провести параллели каждому персонажу, месту и событию в вышеприведенном сказе. В частности: поле - это обычная жизнь, живя которую как попало ты и можешь достигнуть чего попало (скачешь в поле без цели - никуда и не прискачешь). Если, конечно, счастливый случай те не ухмыльнется и не подкинет чего под ноги, но настоящие герои не ждут случайностей, хотя если те и проявляются, герои ими пользуются (спасение братьев меньших). Лес, до которого добираешься, выбрав все-таки направление в своем поле, - это вполне естественные препятствия, недоразумения и невнятности на пути следования к цели (будь то финансовые трудности, недокументированная ранее никем информация либо просто корни, мешающиеся под ногами). В нем также можно встретиться с ее госпожой Удачей (но как и с пользой для ся, так и нет - но ведь такова селява). Преддверие чуждого царства- государства, достигнуть которое можно только при наличии недюжей силы воли, интуиции и истинного интереса , ибо в лесу заплутать гораздо проще, чем в открытом поле ( ведь в последнем хотя бы видны звезды...) - это место, на описании которого я хотел бы особо остановиться.
Это царство - суть есть царство информации, эйдосфера. Я пока еще думаю над этим, но рабочая версия такова, что мертвые несут информацию о прошлом, злые мертвецы - о неприятностях из прошлого, ангелы и невесты (вообще-то по всем сказкам у будующих жен героев - райская сущность) - приятном будующем, более нейтральные сказочные твари - о нейтральном будующем, фантастические злые твари - неприятное будующее. Герой, входя в это царство, в первую очередь встречает всякую неприятную нежить, которая к нему стремится по причине недовольства своим положения в структуре информации. Ведь хочется исправить, что было вчера, переиграть, перегрузиться, но жизнь не предоставляет обычным людям возможности сохраниться и загружаться, как в игре, потому и накапливается нереализованность, досада и раздражение которые по вполне понятным причинам могут перейти в злобу и агрессию. Герой встречается с этим лицом к лицу и разбирается с ними - не всегда путем силы, порой достаточно поразмыслив и найдя вопросы на загадки прошлого, для того, что бы двигаться дальше. Я вообще считаю, что эти чудища, что у реки и на мосту они больше помогают герою, чем вредят... ибо только благодаря им герой остается героем, да еще и экспириенс получает. С другой стороны ангелам и нейтралам нет нужды стремиться к герою, тока в крайних случаях, и не удивлюсь, если и с Кощеевой подачи.
Так как это царство всех мертвых, то река Смородиновая отделят нормальный мир от уже умершего исключительно для того, что бы оба эти мира могли существовать. Картины получаются неприятные, если представить победу одной из сторон: если побеждает норма - то человечество просто вырождается в животных/растений ибо ему становится не к чему стремиться и не от чего отталкиваться; а если побеждает вторая сторона - то человек опять теряет свою сущность, становясь механизмом, существующим на основе статистики и исключительно ради плана. Поэтому и существует в нашей природе эта река, позволяющая одному человеку достигать многого. А Калиновый мост - эт собственно и есть одна из связующих нитей между царствами.
Невеста, томно ожидающая героя, - это цель жизни, конечная точка всех устремлений человека, который хотел бы претендовать на звание героя хотя бы перед самим собой (вообще-то, героями их потом называют, а так пока они просто стараются делать хоорошо свое дело). Это та информация, событие или будующее (то есть – нематериальный штук) с которым предстоит в дальнейшем жить героюшке дальше. Кстати, я встречал, что вместо невесты, заточению предавались матери или сестры, так что невеста, это просто переменная. Также хотел бы отметить, что в те времена, когда сочинялись эти сказы, слабо было выражено понятие эмансипации и всяческих феминизмов, так что будучи гуманистом, не признающим остальных –измов, я должен написать, что героем может быть представительница женского пола, а невестом, соответственно, - мужского. Хотя признаюсь честно, мне встречаются исключительно девочки/девушки/женщины, которых беспокоят тока межличностные отношения, а на все остальное наплевать. Так что расстановка родов пока сохраняет свою силу. Но если сейчас эти строки читает представительница прекрасной человеческой половины, которая может честно сказать, что ее в первую очередь беспокоит идея, а не всякие там семьи/дети/любови, то пусть она мне обязательно отпишет по координатам, что указаны в моем Био.
... Тыкс, про невесту я написал, осталось тока про Кощея Бессмертного Смерть Свою в Яйце Хранящего пару слов молвить. Вообще-то это наш герой и есть, тока обратная сторона геройской сущности. Почему Бессмертный? Это легко - сказка складывается на основе тех событий, которые начались и закончились в прошлом, в этом промежутке герой - суть есть бессмертен. Было бы наоборот, то давно бы он с голода в пути умер али в кабаке каком с горя спился, что значит - не было бы и сказа. Не сильно убедительное доказательство, но прошу пока довольствоваться этим, ибо с Кощеем и их разборками - все не просто. Почему Кощей представляется скелетом (типа из прошлого), но тем не менее обладает немалой силой и высокой должностью (что, вообще-то характеризует будующее)? Правильно, потому что являясь антиподом героя - он содержит в себе данные, как о прошлом, так и о будующем героя, и в частности именно по этой причине убивать его приходится всякими хитрыми способами и еще и из нормального мира, где Кощеич не имеет полноты своей власти. Лан, про Кощееву сущность и выводы из нее я могу написать еще тучу килобайтов, так что просто закончу этот абзац тем, что "убийство" Кощея разбитием яйца и переломом иглы суть есть изменение основополагающих характеристик героя (в частности - прошлое), из-за чего ему становится доступна невеста и соответственно, новое и как правило светлое будующее.
Хотелось бы подвести черту под всем вышенаписанным, и я думаю лучше всего это сделать, расписав такой путь для конкретных контекстов. Для контекста реализации идеи – я надеюсь текста, что находится выше – достаточно, если нет – отпишите – распишу подробно, но пока я распишу только для контекста рукопашного боя.
- поля – пустое пространство между героем и противником
- лес – оборона противника
- река, мост – получение информации о противнике в ходе схватки
- способ разборки с чудищами – силовой – ну так и есть силовой: путем напряжения и ударов; загадками – уклонений, блоков и обтеканий
- общение с невестой – замечание (на уровне собственного тела) слабых мест противника
- возвращение за яйцом – отступление с нанесением решающего удара или произведения какого другого действия, прекращающего бой с победой героя.
Вот так, если коротко.
Лан, я и так потратил целый день на этот текст, так что если есть вопросы и непонимание – известно где меня найти.
|